Программа «РАСПИСАНИЕ-ЗАМЕНЫ-2001»

Часто задаваемые вопросы

 

Проблемы и способы их разрешения

1. Введение

 

Надо отметить, что программа стала действительно популярной среди завучей учебных заведений всей страны. Естественно, как программный продукт достаточно сложный и мощный, она вызывает много вопросов со стороны пользователей и потенциальных потребителей, как в силу своей распространенности, так и специфичности. Целью этой статьи является освещение некоторых вопросов, волнующих их, но, возможно, не нашедших своего отражения в документации.

 

 

2. Разъяснения по исходным данным для работы программы

 

      В первую очередь хочу отметить, что эта программа - это всего лишь инструмент, хотя и очень мощный инструмент. В неумелых руках результат работы даже самой лучшей программы может оказаться очень далек от того, что от нее хотелось бы получить. Он сильно зависит от тех данных, которыми она оперирует. При традиционном ручном способе составления расписания знания об учителях, классах, ограничениях и пожеланиях учителей завуч держит у себя в голове и, при необходимости, гибко их применяет. Если расписание составляется программой, используемые ей данные являются гораздо менее полными, но они должны быть обязательно непротиворечивыми.

 

Поэтому вначале отметим и поясним наиболее важные моменты использования программы, уяснив которые, можно избежать осложнений при работе с программой:

 

1.Расписание начальной школы составляется по требованиям, в корне отличающихся от требований, предъявляемых к расписанию старших классов. Такое расписание отличает то, что большая часть уроков в классе проводится одним учителем в одном классном кабинете. В свою очередь, такой факт способствует тому, что расписание начальных классов можно и желательно вводить как "начальное" с использованием редактора расписания.  В противном случае, для составления расписания большой школы, где есть и начальные и старшие классы, следует сначала сформировать нагрузку только начальных классов, произвести их размещение и доразмещение,  используя одну таблицу параметров, а затем добавить нагрузку старших классов, произвести размещение уроков по другой таблице параметров. В этом случае, для размещения уроков в начальной школе используйте  следующие параметры:

Учителя     Уроков в одном классе 8

Классы      Ö    Учитывать требования СЭС

                 Ö    Чередование предметов

  Отступ повторения уроков классов 2

Кабинеты           C   Закрепленные за классами

 

2. Параметры автоматического размещения уроков являются обобщенными, то есть действуют на все записи нагрузки в процессе автоматического размещения и не действуют при редактировании расписания. Естественно, при автоматическом размещении не полностью учитываются  специфические моменты для конкретного учителя или класса.

 

3. 100% размещение в автоматическом режиме в принципе возможно, но на практике встречается не часто. В большинстве случаев при корректных данных процент автоматического размещения  уроков достигает 95-96%. Утверждения в рекламных проспектах к некоторым программам, что та или иная программа самостоятельно в автоматическом режиме разместит вам 100% всех запланированных уроков - всего лишь рекламная уловка.  В нашем случае автоматический режим размещения является дополнением к интерактивному редактору расписания и позволяет сильно сократить общее время на получение варианта расписания.  Для доводки расписания служит функция редактирования расписания. Ее назначение:

-формирование «начального» расписания. Под «начальным» расписанием может пониматься как расписание начальных классов, так и размещение «критичных» уроков;

-размещение не размещенных уроков;

-назначение кабинетов.

Функция ручного редактирования расписания является очень гибкой. При использовании функций Вставить урок и Изменить урок в редакторе расписания (Расписание Ввод, изменения F4), вы можете, например, нажатием кнопки Показать все-Только допустимые вводить и изменять любые уроки, не только разрешенные.  Жестким местом является невозможность установки уроков  (и второго урока "пар") во внеурочное время для классов (если это понадобится, например, при доразмещении уроков, используйте Классы Часы занятий) и запретные часы для учителя (см. Учителя Запретные-Занятые). Этот момент является очень важным, и игнорирование его ведет к невозможности полностью разместить все уроки.

 

     4.Следует особенно тщательно планировать нагрузку подгрупп. Схема разбиения  классов на подгруппы отражена  в виде схемы учебного заведения (см. Ввод данных Классы). Уроки с подгруппами по одному уроку следует именовать одинаково (например, иностранный язык вместо английский язык и немецкий язык ) и использовать параметр настройки Классы Связывать подгруппы одного предмета, для того, чтобы эти "половинки" при авторазмещении устанавливались в один час. Также неплохо бы проверить, сколько существует возможностей для такого комплиментарного одновременного размещения (эти часы должны быть свободными у обоих учителей), особенно если у учителей, ведущих эти уроки много часов, отмеченных как запретные или занятые. Для этого можно совместить сетки их загрузки (см. Расписание Информация Загрузка учителей).

 

5.Перед запуском автоматического размещения уроков следует заполнить "окна" в начальном расписании классов. Программа не заполняет пустые места между уроками начального расписания. Заполнять такие места можно только самостоятельно, причем желательно как "фиксированные", чтобы при восстановлении нагрузки не произошло их "стирание". Зафиксировать выбранный урок можно, нажав клавишу F4 в редакторе расписания. Логика алгоритма размещения уроков в классах такова, что программа не допускает наличия "окон" в расписании классов и допускает некоторое заранее разрешенное количество "окон" у преподавателей.

 

 

       6.Обратите особое внимание на планирование запрещенных и занятых уроков у учителей и пожеланий. Например, если нагрузка учителя Иванова составляет 26 часов, 6 дневная рабочая неделя в одну смену, количество уроков в день классах, в которых Иванов проводит уроки равно 7, и учитель имеет 2 методических дня, то количество мест в расписании, в которые могут быть ему назначены уроки равно (6-2)*7=28. Очень часто допускается ошибка, когда методические дни отмечаются как занятые, что приводит к неполному размещению в автоматическом режиме уроков учителя Иванова, так как его уроки размещаются в общей очереди и размещение двух и более уроков других учителей в этих классах приводит к невозможности размещения уроков Иванова. Лучше отметить эти 28 часов как пожелания (уроки, отмеченные как пожелания, размещаются с наивысшим приоритетом в первую очередь). Вообще, ситуация, когда количество мест для размещения нагрузки учителя близко к количеству его уроков нагрузки является критическим и является одной из причин, приводящих к трудностям размещения уроков такого учителя (см. Протокол анализа учебного плана по учителям).

 

       7.Обратите особое внимание на количество отведенных классам часов для размещения уроков. Ситуация в этом случае напоминает случай, изложенный в п.6. Следует по возможности отмечать большее количество часов для размещения уроков в классах. Например, если нагрузка около 30 часов, то для размещения уроков следует отметить 32-36 часов (см. Ввод данных Классы Часы занятий), в зависимости от степени дробления класса на подгруппы и степени несимметричности назначения нагрузки подгрупп (см. Протокол анализа учебного плана по классам).

 

       8.Иногда возникает ситуация, когда в какой-либо день невозможно произвести размещение уроков в классе без окон даже вручную. Это связано с тем, что у учителей, ведущих занятия в этом классе в этот день занятия запрещены. Проверьте графики загрузки учителей. См. Ввод данных Учителя Запретные-Занятые.

 

      9.Обратите внимание на разбиение нагрузки по предмету на "пары" (сдвоенные уроки, проводимые по 2 часа подряд) и одиночные. Частой ошибкой бывает назначение нагрузки, например, 7 часов, при 5-6 дневной неделе (включая УПК)  одиночными уроками. Если недопустимо повторение урока, то только 5 или 6 часов такой учебной нагрузки будет размещено.

 

3. Разъяснения по процессу автоматического размещения уроков

 

В этой части статьи приводим расширенное описание алгоритма работы программы в части автоматического размещения уроков. Часть приводимой ниже информации предложена в руководстве по использованию программы, некоторые моменты здесь будут освещены более четко.

 

Составление расписания начинается с поиска всех решений (мест для размещения уроков). Для каждой записи учебного плана производится поиск всех возможных мест размещения (место - день и час), для каждой класса и учителя строится карта загрузки. В первую очередь размещаются уроки учителей, которые имеют список пожеланий, затем те записи  нагрузки, у которых самый короткий список мест (те, которые труднее всего разместить). Если запись не может быть в данный момент размещена, ее размещение откладывается (помещается в стек) или, другими словами, ее размещение отодвигается на более поздний срок для создания благоприятного окружения для ее размещения. Если она удовлетворяет настройкам составителя (то есть она соответствует параметром настройки), то она размещается в найденном месте. Производится назначение кабинета по избранному при настройке признаку и корректировка списков мест для других записей. Следует отметить, что назначение кабинета производится "мягким" способом по степени наибольшего  предпочтения со стороны учителя, класса или кабинета. Если же кабинет невозможно подобрать, то кабинет не назначается. Это право программа оставляет за завучем.

 

Разумеется, важным вопросом является проблема не размещенных записей нагрузки.

Не размещенные записи - те, для которых при заданных настройках автоматического составителя и сочетании входных данных не может быть создано приемлемое окружение. Как правило, в этом случае достаточно бывает произвести анализ учебного плана и протокола загрузки учителей для того, чтобы выяснить, почему это происходит. Меньший чем 90 процент размещения говорит о наличии противоречий между входными данными или между данными и параметрами настройки. Если же данные корректны, а как подсказывает опыт внедрения, это бывает только в 30% вышеописанных случаев, то это означает, что заданы достаточно жесткие условия для размещения уроков. Выходом из такой ситуации является только увеличение количества возможностей для размещения уроков (это означает снятие запретов для размещения уроков у учителей, увеличение поля для размещения  уроков в классах, либо перестановка уроков таким образом, чтобы добиться такого увеличения методом корректировки начального расписания редактором ).

 

В подавляющем большинстве случаев программа обеспечивает достаточно быстрое получение качественного варианта расписания (если достаточно грамотно и осмысленно подобраны параметры настройки). Возможно, вы никогда не обратите внимания на приведенную ниже информацию. Но, на всякий случай, приводим некоторые советы и рекомендации, а также ситуации, с которыми вам, может быть, придется столкнуться:

 

1. Время составления расписания > 20 минут. Это обстоятельство может случиться, если сразу установлено слишком много параметров настройки составителя. За лучшее качество автоматического размещения уроков расписания приходится платить временем на его составление.

2. Если в учебном плане заложено сильное дробление классов на подгруппы (нагрузка подгрупп/нагрузка классов =200-300 %) и не удается получить приемлемый процент размещения подгрупп, то попробуйте увеличить приоритет их размещения. После составления произведите доработку - дополнительное размещение записей редактором расписаний.

3. Для учителей с очень большой нагрузкой рекомендуется предварительно разместить их уроки как начальное расписание.

4. Если не удается добиться равномерной загрузки класса в течении недели, можно уменьшить, используя информацию из протокола анализа учебного плана, количество учебных часов у класса в те дни, когда нагрузка излишне велика.

5. Для составления расписания в 2 смены (и более), учителям, работающим в обоих сменах, нужно запретить работу на первых уроках в первой смене и на последних уроках во второй. Это уменьшит количество окон у таких учителей. Можно вообще запретить занятия в первую или во вторую смену у учителя в различные дни.

6. В том случае, если в классе какой-либо предмет нужно поставить в один день парой, а в остальные -нет, то поступают следующим образом:

- в список предметов вводят предмет 2 раза, например: "физика" и "физика_" или "физика-1" и "физика-2";

- отмечают один из них парным, например "физика-2" заносят данные по учителям и в учебный план по этим предметам самостоятельно.

В результате составления расписания предмет "физика-1" будет размещаться по 1 часу, а "физика-2" по 2 часа (парами).

7. Если нагрузка класса по какому-либо предмету превышает 6 часов при 6-дневной учебной неделе или 5 часов при 5-дневной, то попытка разместить предмет, если он не отмечен как парный приведет к неполному размещению. Спланируйте, как вы хотите его разместить на неделе и вводите нагрузку по этому предмету с учетом предыдущего пункта.

8. Если при размещении подгрупп не удается получить  полного объединения подгруппы одного предмета, то можно, во-первых, увеличить приоритет размещения подгрупп и, во-вторых, установить параметр "связывать подгруппы одного предмета". Для каждого предмета можно отметить предметы, которые в нем можно проводить и отметить заведующих кабинетами, а также отметить запретные часы для проведения занятий.

 

4.Если у Вас есть вопросы

 

      На Ваши вопросы с удовольствием ответит главный разработчик программы по телефону (86392) 3-12-90 Горбунов А.И., его электронный адрес andrew_go@mail.ru, FIDOnet адрес 2:5062/17.4

 


Hosted by uCoz